Тюменская Автогазета

В борьбе за чистый выхлоп

Экологические стандарты требуют от производителей автомобилей постоянно снижать уровень вредных выбросов. Катализаторы, сажевые фильтры, системы AdBlue и EGR давно поселились на наших автомобилях. Но насколько эффективны они в наших условиях?

Каталитический нейтрализатор

Как известно, при сгорании топливной смеси образуется ряд вредных продуктов сгорания, в частности, окись углерода, различные углеводороды и окислы азота.

Для борьбы с вредными выхлопами производители устанавливают в систему выпуска каталитический нейтрализатор («катализатор»). Теоретически, он должен служить бесконечно, но на практике жизнь катализатора имеет свой предел.

Бывает, что от удара или наезда на кочку могут треснуть и раскрошиться керамические соты. Однако самая частая причина выхода нейтрализатора из строя – топливо. Некачественный бензин или перебои в искрообразовании приводят к тому, что смесь не полностью сгорает в цилиндрах, а процесс горения продолжается на сотах катализатора. Соты раскаляются докрасна, плавятся и «запечатывают» сами себя. С таким «кирпичом» в выхлопе двигатель заметно теряет мощность, вплоть до полной неспособности автомобиля тронуться с места.

Обычно в таком случае владелец избавляется от катализатора (в гаражном варианте – просто пробивает его ломом) и пытается ездить дальше. Однако блок управления двигателем, «воспитанный» по евронормам, быстро замечает неладное, зажигает лампу «чек енджин», а иногда и переводит двигатель в аварийный режим работы. Обычно дальше начинается эпопея с «проставками», «обманками» и «эмуляторами» – но, к сожалению, эти варианты работают не всегда.

Однако есть решение, работающее на 100% – это корректировка программы управления двигателем. Имея технологию, можно отключить в программе опрос второго датчика кислорода и полностью убрать ошибки катализатора. Результат – ошибок нет, аварийный режим снят, состав смеси стандартный, расход приходит в норму.

Система EGR

Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для снижения выброса вредных окислов азота за счет возврата части выхлопных газов во впускной коллектор. Это в теории. На практике же клапан EGR часто загрязняется и выходит из строя, вызывая ощутимое падение мощности двигателя. Особенно это заметно на дизелях, где выхлопные газы, повторно поданные в цилиндры, загрязняют двигатель изнутри сажей и смолами, а также быстрее окисляют моторное масло, что отрицательно сказывается на ресурсе двигателя. 

Разумеется, пока система EGR исправна, вред от нее минимален. Однако в наших условиях эксплуатации эта система приносит больше вреда экологии и двигателю, чем пользы. Поэтому, если она выходит из строя, многие специалисты рекомендуют ее удалить совсем. Очень часто удаление неисправной системы EGR приводит к заметной экономии топлива.

Сажевый фильтр

Сажевый фильтр (DPF или FAP) устанавливается для улавливания мелких частиц сажи, образующихся в дизельном двигателе в результате сгорания топлива.

Наличие сажевого фильтра требует использования исключительно качественного топлива. У нас же очень часто из-за низкого качества топлива сажевые фильтры забиваются и выходят из строя, ставя владельца перед нелегким выбором.

Можно заменить сажевый фильтр на новый. Однако цена такой замены обычно составляет от 60 до 120 тысяч рублей. При этом никто не даст гарантии, что новый сажевый фильтр также не выйдет из строя через несколько тысяч км пробега. Гаражные варианты навроде «промыть», «набить стружкой», «поставить китайский» — тоже не работают, блок управления двигателем быстро распознает подмену и включает режим ограничения мощности.

Единственный вариант, если хочется избавиться от этой системы навсегда, – полное механическое удаление фильтра одновременно с внесением изменений в программу управления двигателем. При этом полностью отключается режим регенерации, пропадают ошибки и снимается аварийный режим работы двигателя. Дымность выхлопа при этом практически не меняется.

Навигация

Comments are closed.